На Марсе нашли систему озер

Идея переселиться на Марс уже не кажется фантастикой. Когда-то эта планета была очень похожа на Землю. Считается, что она вполне подходит для заселения человеком. Не так давно ученые обнаружили на красной планете самый ценный ресурс и возможный источник жизни.

2018 год. СМИ всего мира обсуждают удивительную новость: ученые впервые нашли признаки существования жидкой воды на Марсе. Озеро шириной в 20 км находится под ледяным слоем на южном полюсе планеты. Результат многолетних исследований Марса аппаратом MARSIS был получен методом радиозондирования: с помощью направляемых вглубь планеты радиоволн ученые могут получать информацию о составе и строении Марса. Пока что физически добраться до этой воды невозможно.

Спустя два года все тот же MARSIS, установленный на орбитальной станции Mars Express, там же обнаруживает на глубине примерно полутора километров уже целую систему озер с жидкой водой, состоящую из 4 водоемов площадью в 75 тысяч квадратных километров, а это - почти территория Чехии.

Александр ГУСЕВ, академик Российской академии космонавтики им. Циолковского, доцент кафедры математических методов в геологии КФУ :

- Очевидно, что эта вода существовала много миллиардов лет назад, порядка 3-4 миллиардов. Ее было очень много, так же, как и на Земле. За счет геологических процессов планета менялась. Во-первых, это очень сильная вулканическая деятельность. Во-вторых, как и Земля, Марс был геологически активен, шли различные геологические процессы, такие как поднятия и опускания. В-третьих, на Марс, так же как и на Луну и Землю, падает большое количество метеоритов, астероидов и других различных небесных тел. Они увеличивают грунт на поверхности Марса, и поэтому вода, которая была в расщелинах, накрывается за счет падающих метеоритов, комет, астероидов...Вот причины, почему вода могла оказаться на глубине порядка 1-1,5 километров

Ученые предполагают, что вода в этих озерах очень соленая. Не будь она таковой, она бы просто не смогла существовать в жидком виде ни в глубинах, ни на поверхности Марса. Обусловлено это тем, что атмосфера планеты очень разреженная и температура там значительно ниже точки замерзания.

Такахиро КИКАВАДА, доцент Департамента Итегративной Биологии университета Токио (Япония) :

- Нет никаких доказательств, но некоторые одноклеточные галофильные организмы могут жить в очень соленой и холодной воде, если происхождение жизни все же произошло на древнем Марсе. Действительно, некоторые бактерии и археи, эукариоты могут обитать в соленой воде, например, такой как в Мертвом море или Большом соленом озере. Если галофилы развились до такой степени, что приобрели холодоустойчивость, то жизнь действительно укоренилась в марсианском озере. К тому же, жизнь на Марсе должна быть представлена в виде анаэробных организмов, потому что концентрация кислорода на Марсе меньше, чем 0,2%. Чтобы подтвердить вероятность жизни на Марсе, необходимо организовать дальнейшие экспедиции на Марс.

Так есть ли жизнь на Марсе? Это помогут узнать дальнейшие, более подробное исследования с забором проб обнаруженной воды.

Александр ГУСЕВ, академик Российской академии космонавтики им. Циолковского, доцент кафедры математических методов в геологии КФУ :

- Нет проблем, нужно просто пробурить скважину, как и на Земле. Мы знаем, что на нашей планете уже можно пробурить скважину на глубину 12 километров. В США есть попытка в районе 2030 года послать миссию с участием человека на Марс. И тогда постепенно, конечно, не так быстро удастся обжиться там, создать экосистему, способную поддерживать жизнь человека, и проводить геологическое освоение Марса в частности бурения.

Алексей АНДРЕЕВ, младший научный сотрудник НИЛ "Космическая навигация и планетные исследования" Казанского федерального университета :

- Если бы исследователи обнаружили там бактерии, это был бы самый крупный прорыв в науке за многие сотни лет...Обнаружение любой жизни - это грандиозный прорыв и грандиозный успех.

Несмотря на то, что вода, обнаруженная в глубинах Марса - очень соленая, она остается тем же соединением водорода и кислорода, в котором когда-то на Земле зародилась жизнь. Получится ли найти жизнь на Марсе, узнаем в ближайшем будущем.