Падение на 90%: Что будет с экономикой?

Падение выручки на 90% произошло в связи с запретом на посещение ресторанов и прочих заведений непривитыми гражданами. Печальную статистику констатировали в Москве уже в первые дни после объявления ограничений. Какими последствиями это обернется для российской экономики, рассказывает эксперт Казанского федерального университета.

Теперь, чтобы пообедать, нужно предоставить специальный QR-код, подтверждающий отсутствие COVID-19 или приобретенный естественный иммунитет против вируса: нет, это не фантастический фильм, а суровая реальность. С 28 июня в Москве вступили в силу новые ограничения против распространения коронавируса. В первый же день количество посетителей сократилось до критической отметки, что не могло не ударить по положению местных бизнесменов. Несмотря на то, что доля общепита в экономике не так велика, это все равно может повлечь за собой серьезные последствия.

Игорь КОХ, профессор, Казанский федеральный университет, Институт управления, экономики и финансов, кафедра финансовых рынков и финансовых институтов :


- Проблема заключается в том, что многие такие заведения просто будут вынуждены закрыться, а это означает, что люди окажутся без работы, зарплаты, средств к существованию. Это будет действительно серьезной проблемой для экономики. Это вызовет большой всплеск безработицы, напряжение на рынке труда и все, что из этого вытекает.


На следующий день после объявления новых ограничений мэр Москвы Сергей Собянин утвердил пакет мер поддержки пострадавших предприятий. Среди них отсрочка по уплате арендных платежей, субсидии и льготные кредиты. Но эти меры действенны максимум несколько месяцев, дольше не выдержит ни один бюджет.

Игорь КОХ, профессор, Казанский федеральный университет, Институт управления, экономики и финансов, кафедра финансовых рынков и финансовых институтов :


- Скорее всего, многим людям, которые были задействованы в данной индустрии, просто придется переориентироваться на другие виды занятости, искать себя в чем-то другом. Боюсь, что никакая временная помощь не сможет поддерживать существование бизнеса, не имеющего клиентов в течение длительного времени.



Игорь Кох отметил, что экономика ни одного региона не готова к подобному сценарию, особенно в крупных городах, где доля организаций, предполагающих массовое количество людей, очень высока.