Будущее торговли. Как технологии меняют мир?

QR-коды заменяют продавцов и официантов. Как кафе и магазины самообслуживания захватывают рынок? Раскроем внутреннюю кухню в сюжете.

Сетевые кафе и магазины по всему миру присоединяются к гонке технологий. Сегодня немногие удивятся кассам самообслуживания и вендинговым автоматам. Но Amazon, Пятёрочка и другие ретейлеры пытаются настолько автоматизировать работу торговых точек, что в них почти нет обслуживающего персонала.

Формат магазина непривычный: чтобы разобраться, как работает торговая точка, придётся потратить несколько минут. Технологии компьютерного зрения распознают, какие товары взял покупатель. А оплатить их можно, привязав к аккаунту банковскую карту или пополнив счёт в приложении.Сейчас таких магазинов уже несколько – все они были открыты в рамках проекта «Цифровая деревня». А в 2020 году его автор -аспирант Высшей школы информационных технологий и интеллектуальных систем Казанского университета и уполномоченный по технологиям искусственного интеллекта в Республике Татарстан Булат Замалиев, попал в список самых перспективных россиян до 30 лет по версии Forbes.

В торговой точке, около которой мы сейчас находимся, продукцию отслеживают камеры: что именно и сколько взял человек. Насколько сложно обучить этому искусственный интеллект?

Булат ЗАМАЛИЕВ, автор социального проекта по внедрению  технологий искусственного интеллекта «Цифровая деревня» :


- Довольно непросто. В решении проблемы задействован не только искусственный интеллект. Если мы делаем магазины без продавцов, это накладывает определённые барьеры. Например, требуется мобильное приложение. Есть магазины в формате «у дома», где человек без карточки и приложения хочет зайти в магазин, взять товар и расплатиться наличкой. Это непросто, здесь ещё предстоит определённая работа. Другие форматы уже готовы к промышленной эксплуатации.


Михаил АБРАМСКИЙ, Казанский федеральный университет, директор Института информационных технологий и интеллектуальных систем :


- Магазин должен иметь свою CRM-систему, которая связана и с товарами, и с камерами, и с их расположением на полке. Во-вторых, необходимо само мобильное приложение для пользователей под IOSи под Android, в котором есть функции считывания QR-кода, формирования чека, оплаты, хорошее распознавание с камер.


 

Плюсы точек самообслуживания очевидны: клиент не контактирует с продавцом или официантом, а из-за отсутствия персонала на рабочем месте не возникают очереди. Владелец может полностью сократить не только штат кассиров, но и урезать количество других сотрудников. Не значит ли это, что будущее, в котором технологии вытесняют обслуживающий персонал, уже наступило?

Игорь КОХ, Казанский федеральный университет, доцент кафедры финансовых рынков и финансовых институтов Института управления, экономики и финансов :


- Стоимость живого труда постоянно растёт. Постоянно растут требования к условиям труда и квалификации работников. Особенно в розничной торговле, связанной с продовольствием – есть требования по медицинским книжкам и так далее. Сейчас ещё требования антиковидные. То есть содержание содержание в рамках бизнеса большого количества персонала это дорого и со временем становится дороже. Розничная торговля будет естественно переходить на новые технологии. Я не думаю, что все магазины станут бесконтактными.Но количество людей, задействованных в розничной торговле, будет неуклонно снижаться.


Сдаться технологиям или возглавить их – каждый человек решает этот вопрос по-своему. Известно одно: в двигателе прогресса достаточно топлива, чтобы тянуть за собой мировое сообщество.