Вирус до и после

Согласно статье, опубликованной в журнале "Cell Reports", в древнем черепе охотника-собирателя, жившего пять тысяч лет назад, нашли старейший штамм чумной палочки. Можно ли полагать, что наши будущие поколения найдут в наших останках следы коронавируса и будет ли он представлять угрозу для человечества?

По словам доцента Института фундаментальной медицины Казанского университета Павла Зеленихина, коронавирус, как и все вирусы, во-первых, хуже сохраняется в среде, чем болезнетворные бактерии, некоторые из которых способны образовывать специальные покоящиеся формы, например, споры.

Павел ЗЕЛЕНИХИН, доцент, Казанский федеральный университет, Институт фундаментальной медицины и биологии, кафедра микробиологии :

- Например, бактерия возбудитель сибирской язвы сохраняется в почве, как уже доказано, несколько десятков лет, а может, и больше. Чумная палочка не образует покоящихся форм, это не спорообразующая бактерия, поэтому так долго, как сибирская язва, тоже сохраняться не может.

Вирусы, к которым относится коронавирус, сохраняются еще меньше, то есть для того, чтобы обеспечить сохранение на достаточно длительный срок, необходимы определенные условия.

Павел ЗЕЛЕНИХИН, доцент, Казанский федеральный университет, Институт фундаментальной медицины и биологии, кафедра микробиологии :

- Когда человек умирает, большая часть микроорганизмов, включая вирусы, находящиеся в человеке, очень быстро погибает. Какая-то часть остается на время, которое зависит от условий, в которых происходит сохранение, но через какое-то время вирус гибнет и остаются лишь фрагменты белков, нуклеиновых кислот, которые впоследствии ученые могут обнаружить и проанализировать, но это, безусловно, не живые вещества, а лишь остатки.

Опасен ли вирус после смерти человека, сколько он живет и есть ли риск нового заражения спустя столетия?

- Те небольшие остатки, кусочки, фрагменты генетического материала коронавируса, которые, возможно, наши потомки обнаружат через тысячелетия в наших телах, они, конечно, уже не будут представлять никакой опасности, потому что это уже будет не целая вирусная частица, а лишь их небольшие фрагменты. Более того, коронавирус в качестве генетического материала содержит РНК, которая значительно менее стойкая к окружающим воздействиям, нежели чем ДНК.