9-летняя студентка МГУ: Как воспитывать вундеркиндов?

Новый учебный год стартовал не только для вчерашних одиннадцатиклассников, но и для 9-летней Алисы Тепляковой. Девочка сумела сдать ЕГЭ и поступить на факультет психологии в МГУ. Что это - феноменальный ум или нереализованные амбиции родителей - рассказывает эксперт Казанского федерального университета.

Появление самой юной российской студентки вызвало огромный ажиотаж и всевозможную критику. Ее отец, Евгений Тепляков, рассказывает, что Алиса никакой не вундеркинд, а самый что ни на есть обычный ребенок. Дело в воспитании: девочка никогда не ходила в школу, но с ней всегда занимались родители. Такое заявление вызвало бурные обсуждения, кто-то поддерживает инициативного отца, но ряд психологов выступил против.

Рамиль ГАРИФУЛЛИН, доцент, Казанский федеральный университет, Институт психологии и образования, кафедра педагогической психологии :


- Кроме предметно-научного интеллекта у ребенка, есть так называемый социальный интеллект. Это его способность чувствовать других людей, переживания, эмоции. На основании этого он может быть эффективным при общении в обществе. Так вот, если ребенок в 9 лет будет учиться вместе со студентами, то, конечно, это вообще невозможно. Социальный интеллект его еще очень низкий.


По мнению Рамиля Гарифуллина, Алиса Теплякова поставила диагноз школьной системе образования, поскольку смогла обойти ее путем зубрежки или, грубо говоря, дрессировки. Несмотря на то, что, по словам ее отца, обучение проходит исключительно в формате игры без жестких рамок, полученные знания нельзя назвать зрелыми.

Рамиль ГАРИФУЛЛИН, доцент, Казанский федеральный университет, Институт психологии и образования, кафедра педагогической психологии :


- Мы, как педагоги, знаем, что есть такие знания, которые выражаются просто словами, знаками. Но есть еще знания на уровне убеждения, знания, которые проверяются в процессе способности решать практические задачи в жизни. В конце концов, есть еще и творческие способности. Я уверен, что с этим, наверное, есть проблема.


История Алисы Тепляковой поставила диагноз не только системе образования, но и амбициозным родителям. По мнению Рамиля Гарифуллина, таким воспитанием родители выражают комплекс неполноценности. Доцент кафедры педагогической психологии КФУ советует: если ребенок проявляет талант в учебе, его, конечно, нужно поощрять и периодически повышать планку, но при этом необходимо соблюдать баланс между занятиями и социальной жизнью. Добиться такой гармонии очень просто: ребенка надо любить и не использовать в решении своих психологических проблем.

Рамиль ГАРИФУЛЛИН, доцент, Казанский федеральный университет, Институт психологии и образования, кафедра педагогической психологии :


- Родители должны объективно себя оценить, может быть, даже прийти к психологу и глубоко понять свое поведение в отношении к своим детям. То есть, по сути, это проблема семейной психотерапии, когда поведение родителей анализируется для того, чтобы понять мотивы поведения при взаимодействии родителя с ребенком. И это бывает иногда больно, и родителю в этом надо помогать.


Несоблюдение гармонии между учебой и социальной жизнью может спровоцировать у ребенка невроз, тревожность и когнитивный диссонанс. Как итог - проблемная личность, страдающая в зрелом возрасте и имеющая множество обид и претензий к родителям. Тем не менее отец юной студентки отрицает это, хотя сам имеет диплом психолога. Помимо Алисы, в семье есть еще 6 младших братьев и сестер, которые идут по ее стопам. Какими личностями они станут, покажет лишь время.