Ученый КФУ открыл новый род химеровых рыб

Ученый Казанского федерального университета Евгений Попов открыл новый род и вид в семействе слоновых химер. Результаты исследований опубликованы на научной платформе Springer Link. Все подробности далее.

Химерообразные рыбы - довольное загадочные морские существа, поскольку известно о них очень мало. Большинство из них глубоководные, поэтому изучать их образ жизни тяжело. В древние времена они были более многочисленны и разнообразны, поэтому их останки обнаруживают по всему миру, в том числе в России. Так, в течение многих лет московский палеонтолог-любитель Кирилл Шаповалов собирал коллекцию останков древних химер, которые впоследствии изучил сотрудник КФУ Евгений Попов.

Евгений ПОПОВ, старший научный сотрудник, Казанский федеральный университет, Институт геологии и нефтегазовых технологий :

- От ископаемых химер остаются незначительные остатки, впрочем, как и от древних акул. Но у акул в челюстях очень много зубов, они постоянно сменяются, и в геологической летописи мы находим их большое количество. А у химер, в отличие от своих родственников, всего лишь 6 зубных пластин, объединенных в 3 пары. Они растут длительно, и поэтому каждая находка зубной пластины означает, что здесь погибла сама рыба, так как химеры не сбрасывают зубы, как акулы.

Всего было найдено 8 зубных платин. Они были изучены, сравнены с ранее найденными останками, а также с современными химерами. В итоге был открыт новый род и вид, получивший название "москворыл крепкозубый". Эта группа была распространена около 150 миллионов лет назад, когда Россию покрывали моря.

Евгений ПОПОВ, старший научный сотрудник, Казанский федеральный университет, Институт геологии и нефтегазовых технологий :

- Таким образом, мы расширяем наше представление о биоразнообразии древних морей Центральной России на конец юрского периода. То есть это еще один таксон (как говорят ученые), который здесь существовал.

К слову, Евгений Попов является единственным экспертом в России по этой группе рыб и одним из немногих специалистов в мире по ископаемым химерам.