Зелёный гвоздь в гроб росэкономики

Задуматься о будущем стоит уже сегодня. Если страны, заинтересованные в покупке энергоресурсов России, перейдут на эко-топливо, к 2035 году доход граждан снизится на 14%. Что станет с нефтедобывающими регионами, расскажут эксперты Казанского университета.

Влияние производств, использующих ископаемые энергоресурсы, на экологическую обстановку в мире уже доказано. Ещё в 2015 году группой стран было принято Парижское соглашение, согласно которому участники обязуются регулировать выбросы углекислого газа в атмосферу. Сегодня к ним относятся 195 стран, в том числе и Россия, также заинтересованная в использовании экологичных источников энергии.

Данис НУРГАЛИЕВ, проректор по направлениям нефтегазовых технологий, природопользования и наук о Земле, Казанский федеральный университет :


- Сегодня к «зелёной» энергетике относятся все возобновляемые источники энергии. Это солнечная энергия, энергия гидроэлектростанций, ветряная и много других, для которых не нужно тратить что-то, выбрасывающее углекислый газ. Например, Россия очень мало использует уголь, потому что у нас есть газ. В России четверть запасов газа всей планеты. Мы его добываем в огромных количествах, продаём Европе, Китаю, другим странам. И у нас в быту даже люди используют газ. В этом смысле Россия является наиболее «зелёной» страной.


Нефтегазодобывающая отрасль – один из трёх китов, на которых стоит госбюджет. Уменьшая свой углеродный след, Россия рискует упасть в экономическую яму. К 2035 году аналитики прогнозируют падение доходов граждан на 14%, однако потери россиян станут не только материальными.

Игорь КОХ, профессор кафедры финансовых рынков и финансовых институтов, Казанский федеральный университет, Институт управления, экономики и финансов :


- Треть государственных средств, государственных расходов финансируется за счёт добычи, продажи нефти и газа. А это и пенсии, и пособия, и зарплаты бюджетникам, и государственные доходы на строительство дорог, мостов, аэропортов и так далее. Меньше будут получать и республиканский бюджет, и люди, которые вовлечены в нефтедобычу и переработку. Единственное, что здесь можно сказать оптимистичного – нефть и газ являются не только топливом, но и ценнейшим химическим сырьём. Поэтому переработка нефти с целью получения пластмасс, масел и других веществ никуда не денется.


Даже переориентировав нефтяную отрасль, перейти к «зелёной» энергетике сразу не получится. Есть ли у России запасной план и как заработать на «грязных» делах конкурентов? 

Данис НУРГАЛИЕВ, проректор по направлениям нефтегазовых технологий, природопользования и наук о Земле, Казанский федеральный университет :


- Один из стратегических проектов Казанского университета так и называется «Российский энергетический переход: баланс природных ресурсов и глобальных трендов». Можно, оказывается, заняться таким бизнесом – взять и компенсировать. Кто-то выделяет углекислый газ, а мы его поглощаем. И говорим: «Хотите купить у меня квоты, которые я поглотил?». Можно эти квоты продавать, и Россия имеет для этого колоссальные возможности: и территорию, и 15-17 млн гектар тайги, которая есть в России – их можно использовать.


Используя различные экосистемы, учёные намерены «захватывать» углекислый газ, помещая его в почву или фильтруя с помощью деревьев. Технология будет отработана на карбоновом полигоне Казанского университета, распространится по России и за рубежом.