Новое исследование ученых НЦМУ

Учёные Научного центра мирового уровня «Рациональное освоение запасов жидких углеводородов планеты» разработали программный комплекс для моделирования нефтевытеснения. Подробности в сюжете нашего корреспондента.

Настоящее исследование продолжает цикл работ, посвященных изучению особенностей вытеснения нефти в цифровых моделях пористых сред. В одной из последних работ ученые НЦМУ изучили влияние анизотропии фильтрационных свойств на вытеснение легкой (маловязкой) нефти.

Тимур ЗАКИРОВ, доцент, Казанский федеральный университет, Институт геологи и нефтегазовых технологий, кафедра математических методов в геологии :

- Отличие настоящего исследования заключается в том, что мы исследовали именно влияние анизотропии на характеристики нефтевытеснения, тогда как в предыдущих работах мы исследовали только изотропные пористые среды.

В рамках исследования был разработан целый программный комплекс, который позволяет проводить фильтрационный эксперимент в цифровых моделях пористых сред. Также учеными НЦМУ был разработан алгоритм, который позволяет генерировать цифровые модели пористых сред с заданными характеристиками анизотропии. Работа носит прикладное значение.

Тимур ЗАКИРОВ, доцент, Казанский федеральный университет, Институт геологии и нефтегазовых технологий, кафедра математических методов в геологии :

- В работе были построены, к примеру: карта эффективности нефтевытеснения для различных сред, с различной анизотропией поровых пространств, а также был определен наиболее эффективный режим нефтевытеснения в координатах межфазного натяжения и краевой угол смачивания. В дальнейшем мы планируем усовершенствовать наш программный алгоритм, с точки зрения учета влияния статической, динамической абсорбции.

Исследование полностью проводилось на компьютере в виде численного моделирования. Результаты работ были опубликованы в Journal of Petroleum Science and Engineering.