Топ научных открытий КФУ 2021. Часть 2

Мы продолжаем рассказывать об инновационных исследованиях и открытиях, сделанных учёными Казанского федерального университета в Год науки и технологий.

Казанский федеральный университет, являясь одним из старейших вузов России, на протяжении всей своей истории неразрывно связан с наукой. Продуктивная научно-исследовательская деятельность, в которую вовлечены университетская профессура, преподаватели и студенты, создаёт благодатную почву для новых открытий.В январе учёные Института фундаментальной медицины и биологии Казанского университета нашли способ использовать продукты жизнедеятельности золотистого стафилококка для усиления действия антибиотиков.

Айрат КАЮМОВ, доцент, Казанский федеральный университет, Институт фундаментальной медицины и биологии, кафедра генетики :

- Последнее время показало, что большинство заболеваний связано не с одним возбудителем, а с несколькими. В нашей лаборатории мы уже 5 лет пытаемся моделировать те ситуации, когда вместе сосуществуют несколько болезнетворных бактерий и как можно подавить их жизнедеятельность. В ряде случаев мы увидели, что действие антибиотиков на консорциум бактерий оказывается намного эффективнее, чем на одиночные бактерии.

В мае сотрудники научно-исследовательской лаборатории нейробиологии Института фундаментальной медицины и биологии Казанского университета изучили влияние анестетиков на головной мозг.

Марат МИНЛЕБАЕВ, научный сотрудник, Казанский федеральный университет, Институт фундаментальной медицины и биологии, НИЛ нейробиологии :

- Представьте, вы хозяйка и вы готовите какое-то блюдо, добавляете туда множество разных специй, и по результату ваше блюдо получается бесподобно вкусным. Но у вас возникает вопрос: а это результат специй или результат вашего мастерства? А может это исходные продукты такие хорошие? Так вот, в нашем случае мы блюдо не готовим, но лабораторий, где делают экспериментов, их много, и здесь очень важно понимать, где же результат действия анестетика, а где исходные принципы функционирования мозга.

В июне учёные лаборатории перспективных углеродных наноматериалов Химического института имени Бутлерова Казанского университета разработали экономичный и высокопродуктивный метод разделения одностенных углеродных нанотрубок. Он поможет в создании новых функциональных материалов для электроники, фотоники и других сфер деятельности.

Айрат ДИМИЕВ, ведущий научный сотрудник, Казанский федеральный университет, НИЛ перспективные углеродные наноматериалы:

- Вся прелесть нашего изобретения заключается в том, что мы придумали метод разделения нанотрубок, который одновременно эффективен и в стоимостном выражении и масштабируем до бесконечности, здесь пределом масштабируемости является столько диаметр колонки, на которой мы ее делаем и ее длина, то есть не ограничено практически ничем.

В сентябре сотрудники Института геологии и нефтегазовых технологий Казанского федерального университета первыми в мире раскрыли влияние мицелл на гидратообразование. Исследования показали, что образование мицелл позволяет сдерживать процесс гидратообразования. Работу учёных приоритетного направления "Эконефть" опубликовали в высокорейтинговом журнале ChemicalEngineeringJournal.

Михаил ВАРФОЛОМЕЕВ, заведующий кафедрой, ведущий научный сотрудник, Казанский федеральный университет, Институт геологии и нефтегазовых технологий :

- Это важно, когда мы работаем с нефтегазовыми месторождениями: на крайнем севере, в Арктике. Там очень суровые условия и при этих условиях, при добыче могут образовываться эти гидраты и блокировать, значит, скважины, блокировать рыбопроводы, что может приводить к аварийным ситуациям, к выбросу и разрушению, соответственно, этих транспортировочных узлов. И это очень сильно влияет на экологию.

И это далеко не полный список! О других разработках и научных открытиях учёных Казанского университета расскажем в одном из следующих выпусков.