Топ научных открытий КФУ 2021. Часть 3

Мы продолжаем рассказывать об инновационных исследованиях и открытиях, сделанных учёными Казанского федерального университета в Год науки и технологий.

Январь 2021 года. Ученые Научно-клинического центра прецизионной и регенеративной медицины КФУ нашли генетическую причину мигрени. Сотрудники университета пришли к выводу, что разные генотипы людей по-разному влияют на хронизацию мигрени.

Алия ЯКУБОВА, врач-невролог, младший научный сотрудник, Казанский федеральный университет, Научно-клинический центр прецизионной и регенеративной медицины :

- Хроническая мигрень - это гораздо более тяжелое заболевание, чем обычная мигрень. Поскольку мигрень склонна к хронизации, то на этапе ее эпизодической формы важно выявить группу риска - тех пациентов, у кого существует такая вероятность. Этим пациентам можно будет назначать профилактические препараты для недопущения перехода мигрени в хроническую форму. Благодаря исследованию мы обнаружили генотип, который является защитным фактором от хронизациии мигрени. Соответственно, отсутствие этого генотипа может быть фактором риска хронизации.

В июле молодой ученый научно-исследовательской лаборатории OpenLab "Генные и клеточные технологии" Казанского федерального университета Марина Гомзикова разрабатывает лекарство от почечной недостаточности. Оно представляет собой физический раствор, который будет вводиться пациенту внутривенно. Исследования получили грантовую поддержку Российского научного фонда.

Марина ГОМЗИКОВА, ведущий научный сотрудник, Казанский федеральный университет, Институт фундаментальной медицины и биологии, НИЛ OpenLab "Генные и клеточные технологии" :

- На сегодняшний день существует острый недостаток донорских органов. Кроме того, при трансплантации есть риск отторжения. Поэтому актуальность нашего проекта (биомедицинского препарата) заключается в том, чтобы избежать диализа и трансплантации путем стимулирования восстановления тканей почек пациента.

В этом же месяце химики КФУ решают проблему лекарственной устойчивости. Ученые предлагают два принципиально разных подхода к решению задачи, которые, несомненно, находятся в русле развития мирового тренда рационального применения лекарственных препаратов.

Людмила ЯКИМОВА, доцент, Казанский федеральный университет, Химический институт им. А.М.Бутлерова, кафедра органической и медицинской химии :

- Представьте себе "Киндер сюрприз", в котором есть игрушка. А мы разрабатываем контейнер, который представляет собой нанометровый размер и состоит из различных макроциклов, по-разному функционализированных различными химическими структурными фрагментами. В него мы "прячем" лекарство и доставляем в клетку.

В августе ученые Научно-исследовательской лаборатории "Реологические и термохимические исследования" Казанского университета доказали влияние горных пород на окисление нефти. Исследование получило поддержку Российского научного фонда.

Ченгдонг ЮАНЬ, старший научный сотрудник, НИЛ "Реологические и термохимические исследования", Казанский федеральный университет :

- Этот эксперимент включает исследования минералов кальцит и доломит. Кальцит и доломит - главные минералы в карбонатном резервуаре. Во всем мире мы имеем примерно 60% нефти, они находятся в карбонатном резервуаре. Тщательное исследование воздействия данных минералов на горение нефти предоставляет важную информацию для применения процесса внутрипластового горения в карбонатных коллекторах, которые обладают огромными запасами нефти. Важно знать, как минералы внутри резервуара влияют на процесс извлечения нефти.

В августе 2021 уникальное скопление галактик обнаружили ученые Института космических исследований РАН с помощью орбитальной рентгеновской обсерватории "Спектр-Рентген-Гамма". Подобных сверхмассивных и далеких от нас скоплений ранее было открыто всего два. Совершить открытие удалось при наземной оптической поддержке с помощью 1,5-метрового телескопа РТТ-150 Казанского федерального университета, установленного в Турции.

Ильфан БИКМАЕВ, профессор, Казанский федеральный университет, Институт физики, НИЛ астрофотометрии и звездных атмосфер :

- Что означает скопление галактик? Вот есть наша галактика, а ближайшая к нам другая - это Туманность Андромеды. До нее свет идет примерно 2 миллиона световых лет. И вот между нами и Туманностью Андромеды других больших крупных галактик нет. Пространство там, конечно, не пустое, там есть звезды, небольшие галактики, но их скопления нет. А вот в массивном скоплении, которое мы обнаружили, на том же расстоянии в 2 миллиона световых лет, находятся тысячи и десятки тысяч галактик. И вот если бы мы с вами жили в таком скоплении, то на небе видели бы огромное количество галактик.

В сентябре ученый Казанского федерального университета Евгений Попов открыл новый род и вид в семействе слоновых химер. Он получил название "москворыл крепкозубый". Эта группа была распространена около 150 миллионов лет назад, когда нынешнюю территорию России покрывали моря.

Евгений ПОПОВ, старший научный сотрудник, Казанский федеральный университет, Институт геологии и нефтегазовых технологий :

- От ископаемых химер остаются незначительные остатки, впрочем, как и от древних акул. Но у акул в челюстях очень много зубов, они постоянно сменяются, и в геологической летописи мы находим их большое количество. А у химер, в отличие от своих родственников, всего лишь 6 зубных пластин, объединенных в 3 пары. Они растут длительно, и поэтому каждая находка зубной пластины означает, что здесь погибла сама рыба, так как химеры не сбрасывают зубы, как акулы.

В декабре научные сотрудники лаборатории "Бионанотехнологии" Института фундаментальной медицины и биологии Казанского федерального университета работают над проектом "Биогенные наночастицы серебра для борьбы с антибиотико-резистентными штаммами бактерий", поддержанным в 2021 году грантом Российского научного фонда.

Эльвира РОЖИНА, ведущий научный сотрудник, Казанский федеральный университет, Институт фундаментальной медицины и биологии, научно-исследовательская лаборатория "Бионанотехнологии" :

- Бактерии и вирусы это огромная армия, которая приспосабливается к меняющимся условиям, причём гораздо быстрее, чем мы. Естественно, они вырабатывают устойчивость к существующим лекарственным препаратам. На помощь лекарственным препаратам приходят в том числе наноматериалы. Одним из самых эффективных среди наноматериалов являются наночастицы серебра. И мы комбинируем антибактериальные свойства растительного препарата и наночастиц серебра.

И это далеко не полный список научных открытий! Мы завершаем часть топов 2021 года. В следующем году нас ждет еще больше открытий и разработок.