Кислородная эпопея

Мы продолжаем делиться историями тех, кто находясь в тылу, влиял на ход боевых сражений. Представители научного сообщества называли его дилетантом в криогенике, зарубежные промышленные фирмы мечтали перенять его разработки. О том, какой вклад в дело Победы внес Петр КапИца, узнаете в следующем сюжете.

Он сочетал в себе многие качества: интуицию и инженерное чутьё физика-экспериментатора; прагматизм и деловой подход организатора науки. На протяжении всего жизненного пути Пётр Леонидович Капица столкнулся со множеством испытаний. Однако в годы Великой Отечественной войны его разработки в области создания установок ожижения кислорода получили колоссальную поддержку Государственного комитета обороны.

Кислород нужен был для медицины, взрывчатых веществ, для военных летчиков, совершавших дальние бомбардировочные полеты, и, главное, для разворачивающихся военных производств.

Первые наработки для своего будущего исследования он создал ещё в 1929 году, обучаясь в Кембридже. Вернувшись на Родину, Пётр Леонидович занялся усовершенствованием уже существующей установки для разделения воздуха. Большая часть научного сообщества занимала либо скептическую, либо даже негативную позицию по отношению к работе ученого.

Однако промышленные фирмы США, Швеции и Бельгии проявили большой интерес к деятельности физика и даже попытались выкупить установки.

В конце июля 1941 года работа над исследованием была прекращена. Из Москвы ученого эвакуировали в Казанский университет, где он, в рамках уже военного исследования, смог построить первые образцы своих установок.

Спустя почти 37 лет академику Петру Леонидовичу Капице была присуждена Нобелевская премия по физике «за фундаментальные изобретения и открытия в области физики низких температур»

Сейчас воздухоразделительные установки низкого давления работают во всем мире, производя в год более 150 млн. тонн кислорода.